Мождер Людмила Николаевна
учитель русского языка и литературы
учитель первой категории
 
                  Разработка урока по русскому языку по теме                     
           "Имя существительное" (5 класс)
ТЕМА: «Имя существительное как часть речи»
 
ЦЕЛИ УРОКА.
 
Познавательно-обучающая:  закрепить и обобщить знания об имени
                                                             существительном.
 
Развивающая:                         совершенствовать орфографические и  
пунктуационные умения и      навыки, развивать навыки парной и
групповой работы, самооценку  знаний.
 
Воспитательная:                      воспитывать интерес к предмету, к
родному языку, формировать умение сотрудничать при выполнении
заданий, способность к рефлексии.
 
ТИП УРОКА: Комбинированный
 
ТЕХНОЛОГИЯ: 
 
Элементы технологии развивающего, комплексного, проблемного,
игрового, здоровьесберегающего обучения.
 
ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
 
Учебное сотрудничество, индивидуальная, совместная и игровая
работа, учебно-исследовательская, оценочная, рефлексивная
деятельность.
 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
 
Здравствуйте! Я вижу ваше хорошее эмоциональное состояние, ваши
жизнерадостные лица, значит, мы рады видеть друг друга и готовы к
совместной работе.
Тему нашего урока вы должны определить сами, а для этого я
загадаю загадку:
«Давно живу я в мире этом, даю названия предметам». О какой части
речи загадка?
Как вы догадались?...
Тема урока: «Имя существительное» (запись в тетрадь).
Эпиграфом к нашему уроку являются слова Льва Васильевича
Успенского: «Имя существительное  хлеб языка» (На экране слайд).
Как вы понимаете это выражение? Почему стоит тире? (Ответы).
 
Вывод: на каждые 100 слов приходится 40 слов имен
существительных.
 
Сегодня на уроке мы закрепим все знания по теме: «Имя существительное». И для этого я хочу предложить вам небольшое путешествие на волшебную поляну, которая называется «Имя существительное». Но чтобы путешествие было успешным, нужно знать, готовы ли вы к нему. Совершать  его будем  тремя  командами:  «Смелые», «Отважные», «Решительные».
 
У меня три карточки (Первую читаю сама, остальные читают дети).
 
1.    Что такое имя существительное? Это самостоятельная часть речи
или служебная? (Примеры). Какие еще части речи вы знаете? (Примеры).
 
2.    Назвать морфологические признаки. (Примеры).
 
3.    Назвать синтаксические признаки (существительное в
предложении является подлежащим, дополнением,
обстоятельством.) (главные и второстепенные члены).
 
Итак, наше путешествие начинается. Ребята, мы оказались около
Лукоморья. Посмотрите внимательно, какое произведение
напоминает вам эта картина.
На экране слайд. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Руслан и
Людмила». Ученик читает первые 4 строчки. (Ребята выписывают
в тетради все существительные, определяют род, число).
 
Чтобы попасть на нашу поляну, надо отгадать загадки.
 
Загадки:
 
1.    Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся. (Заяц).
 
2.    Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь).
 
3.    За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.(Лиса).
 
С этими словами выполняем различные задания.
 
Ребята, кто-то идет на нашу поляну. (Это отгаданные животные с
заданиями).
 
ЗАЯЦ                    ЛИСА                МЕДВЕДЬ
 
Врачём                   Ножь                   Мыш
Дочь                     Плащум                 Мяч
Стоварищем             Рожь                Огурцом
Ребята! Есть ли ошибки в словах? (Ученики записывают в тетради 
правильно).
  Кто же из зверей сделал меньше всего ошибок? (Ответ).
Лесные животные имеют плохие знания об имени существительном.
Давайте возьмем их с собой, научим всему, что знаем сами.
 
Нам предстоит следующее задание (Слайд. На экране появляются
слова)
 
В альбом...(е), по тропинк...(е), в тетрад...(и), от станци...(и), в
изложении...(и), о мыш...(и), к ноч…(и), в рощ…(е), в сара…(е).
 
I команда «Смелые»:
 
Записывают существительные только I склонения, определяют падеж
и окончание.
II команда «Отважные»
 
Записывают существительные только II склонения, определяют падеж
и окончание.
 
III команда «Решительные»
           
Записывают существительные только III склонения, определяют
падеж и окончание.
 
Вывод.
 
Немного отдохнем и поиграем.
 
(Игра).
Называю одушевленные и неодушевленные предметы (Учащиеся
соответственно протягивают  правые руки вперед на одушевленные
существительные и левые руки на неодушевленные существительные.
Также с существительными собственными и нарицательными).
 
Путешествие продолжается. (Звучит музыка Вивальди  «Времена
года»).
 
Задание:
 
На столе на двоих ромашка. На лепестках написаны только слова.
Изменив их  вы должны составить предложение. И наши звери тоже
должны составить предложения. (Грамотно и правильно).
 
I команда «Смелые»:
 
У, путник, одинокий, дуб, остановиться, высокий.
 
II команда «Отважные»
 
В, жить, зеленый, птичка, красивый, лес.
 
 
III команда «Решительные»
 
Листва, закружиться, золотой, в,  вода, розоватый.
 
Запись в тетради. Проверка своих записей и предложения  зверей.
 
I команда «Смелые»: Называют главные члены предложения и
второстепенные.
 
II команда «Отважные»: Называют второстепенные члены
предложения и главные члены.
 
III команда «Решительные»: Называют главные члены предложения
и второстепенные.
 
Затем дают характеристику предложений.
 
Выписывают  слова: прилагательные + существительные. (Все)
 
Прощаемся со зверями, возвращаемся домой (звучит музыка
Вивальди).
(Звери остаются в лесу).
 
Возьмите карточки эмоционального состояния с заданиями по теме
«Имя существительное» (Ребята работают, дают оценку работе на
уроке).
 
Вывод.
Подведение итога.
 
Домашнее задание: Ребята, вы помните, что наш урок начался с
эпиграфа
(Ответ). К слову ХЛЕБ подберете однокоренные слова как можно
больше. Выполните с ними морфемный разбор. Придумайте два
предложения со словом ХЛЕБ. Одно простое, одно сложное и
выполните их синтаксический разбор.
 
Индивидуальные задания  Кириллу и Даше: просклонять слово ХЛЕБ.