Александрова Елена Владимировна
учитель русского языка и литературы
учитель высшей категории
 
Разработка внеклассного мероприятия "Цветок серебряного века"
Звучит «Концерт» Рахманинова (ч.1, №2)
 
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
 
Ведущий: Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября (8 октября) 1892
года.
 
Звучит колокольный звон
 
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
 
Кадры 3-4: Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком
необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором
разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков - копий античных статуй,
фрагментов Парфенона, романской готической архитектуры. Он, будучи
известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и
культурой Эллады, с её нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный мир
постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты
и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.
 
Кадр 5: Мать Марины, Мария Александровна, всю свою жизнь посвятила детям и
музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую
натуру она выплескивала в звуках. «После такой матери мне оставалось одно -
стать поэтом», - говорила Марина. Музыкальность, передавшаяся ей от матери,
самым прямым образом сказалась в её стихе. «Такой игры на рояле и на гитаре я
уже не услышу. Она знала пять языков, не считая русского, а шестой выучила
незадолго до смерти. Умерла молодая».
 
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота  ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы
Один ответ: «Откуда мне сие?»
Мы спим  и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом  во сне  открыты
Закон звезды и формула цветка.
 
Кадр 6: «Марина Цветаева родилась в семье, - писала её дочь, - являвшей
собой некий союз одиночеств». Ещё одним «одиночеством» была Маринина
сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и смогла Марина найти
единственного слушателя, единственную родственную душу.
 
Кадр 7: Марина росла среди музыки и книг. Любимыми стали немецкие сказки,
Наполеон, Бетховен; она любила родной Трёхпрудный переулок, Москву и
воображаемый Париж. Таким было её детство.
 
Звучит «Лунная соната»
На экране репродукция картины Наумова «Дуэль»
 
Марина: «…была картина на стене матери  «Дуэль»
«Первое, что я узнала о Пушкине, это  что его убили. Потом я узнала, что
Пушкин  поэт… мой первый поэт, и моего первого поэта  убили»
«Пушкин меня заразил любовью…»
«Том, огромный сине-лиловый том с золотой надписью вкось  «Собрание
сочинений А.С.Пушкина»
 
«Мне было шесть, и это был мой первый музыкальный год… Давали сцену из
«Русалки», потом Рогнеду  и: «Евгений Онегин»…
 
Звучит фрагмент увертюры к опере Чайковского «Евгений Онегин»: «Тогда
мы в сад перелетим, Где встретилась Татьяна с ним»
 
Мать спросила:
- Что же тебе, Муся, понравилось?»
- Татьяна и Онегин.
- Но как же это может быть?.. Ну что ты там смогла понять?»
 
«Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он НЕ любил (это я поняла)…
она любила, он ушёл, она осталась… Это первая моя любовная сцена
предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной,
невзаимной, невозможной любви».
Кадр 10: Взрослела Марина, а вместе с ней креп и ее талант. И в 1910 году
тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник
«Вечерний альбом». Он стал для Марины историей ее законченного детства. Для
нас он интересен как книга  предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она
почти вся  как в завязи: со своей предельной искренностью и трагизмом  в
по-детски светлой книге. Первым, кто прочитал «Альбом» и сразу же на него
отозвался, был Макс Волошин. В этой книге он увидел почти все. Он оценил в
цветаевских стихах главное  искренность. По его мнению, никому в поэзии не
удавалось писать о детстве из детства.
К Вам душа так радостно влекома!
О, какая веет благодать
От страниц «Вечернего альбома»!
(Почему «альбом», а не «тетрадь»?)
Ваша книга  это весть «оттуда»,
Утренняя благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко слышать:
«Чудо  есть!»
Кадр 13: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском
побережье, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению Волошина.
Удивительное время, проведенное с Максом, морские прогулки, творческие
вдохновения, часы одиночества стали для Марины самыми счастливыми
моментами жизни. В эти дни Марина много писала.
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблёклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками пом льду и кольцом на стёклах,
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец  чтоб было всем известно!
Что ты любим! любим! любим!  любим!
Расписывалась  радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвёл
В веках со мной! под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечёркивала  имя…
Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты  уцелеешь на скрижалях.
Кадр 14: В Коктебеле решилась Маринина судьба. Это произошло в самом
начале мая. Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей 
красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них,
Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него
замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал
своих серых глаз от ее зеленых. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень,
который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.
 
Звучит запись стихотворения «Я бы хотела жить с Вами…»
Звучит «Вальс №3» Шопена
 
Обвенчались Марина и Серёжа в январе 1912 года, и короткий промежуток
между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их
жизни периодом бестревожного счастья.
А в октябре того же, 1912 года, у Марины и Сергея родилась дочь, ее назвали
Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. «Я назвала ее
Ариадной вопреки Сереже, который любит русские имена, папе, который любит
имена простые, друзьям, которые считают, что это салонно… Назвала от
романтизма и от высокомерия, которые руководят всей моей жизнью.
- Ариадна.  Ведь это ответственно!
- Именно поэтому…»
Это было маленькое чудо с огромными глазами и горячим сердцем, которому
Марина посвятила много своих стихов.
 
Ты будешь невинной, тонкой,
Прелестной  и всем чужой.
Пленительной амазонкой,
Стремительной госпожой.
И косы свои, пожалуй,
Ты будешь носить, как шлем,
Ты будешь царицей бала
И всех молодых поэм.
И многих пронзит, царица,
Насмешливый твой клинок,
И все, что мне  только снится,
Ты будешь иметь у ног.
Все будет тебе покорно,
И все при тебе  тихи.
Ты будешь, как я  бесспорно
И лучше писать стихи…      
Но будешь ли ты  кто знает
Смертельно виски сжимать,
Как их вот сейчас сжимает
Твоя молодая мать.
 
Ведущий: в 1914 году Серёжа отправляется на фронт с санитарным поездом в
качестве брата милосердия. После октября Сергей Эфрон был в рядах белой
армии. Цветаева голодает; к этому времени у неё было уже двое детей, Ариадна
и Ирина. Пришлось отдать детей в Кунцевский приют, где умирает Ирина.
В сборнике «Лебединый стан» Марина прославляет белое движение не по
политическим мотивам, а потому, что там был её возлюбленный. С 1914 года по
1922, вплоть до отъезда за границу, Цветаева жила в Москве. С 1912 по 1920
она не выпустила ни одной книги.
Марина: я начинена лирикой, как ручная граната: до разорватия!.. Я не верю
стихам, которые  льются. Рвутся  да!
У ваятеля может остановиться рука-резец.
У художника может остановиться рука-кисть.
У музыканта может остановиться рука-смычок.
У поэта может остановиться только сердце…
Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет - мелкой,
Миска - плоской.
Через край - и мимо
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.
 
Ведущий: эти лаконичные, но выразительные реплики, где страсть к жизни,
духовная сила и мужество преодоления  своеобразная «формула творчества».
Но она не услышана, не принята окружающими. Всё ближе и ближе героиня
подходит к роковой черте.
 
Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
И не знали, что это  сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили  рассорили,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили  растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали  нас, как сирот.
Который уж, ну который  март?!
Разбили нас  как колоду карт!
 
Ведущий: Переписка между Пастернаком и Цветаевой является уникальным
примером пылкой, длительной и плодотворной творческой дружбы.
Пастернак сыграл в жизни Цветаевой большую роль, сравнимую лишь с ролью
Волошина  в юности или с ролью Блока. Пастернак и Цветаева были
романтиками в стихах, в жизни, в письмах, оба раздували огонь своей
дружбы-любви и раздували тем сильнее, чем больше оказывались
разъединявшие их расстояния: сначала  до Берлина, потом  до Праги, затем  до
Парижа.
 
Кадр 24: В триединство цветаевской любви входили тогда Ахматова, Блок и
Мандельштам. Именно Мандельштам стал после приезда в Петербург первым
цветаевским увлечением. Он пленил ее высокой степенью словесного
совершенства. «Если существует Бог поэзии, - писала Марина, - то
Мандельштам  его гонец. Он доносит до людей божественный голос точным и
чистым».
В своей увлеченности Мандельштамом Цветаева пишет стихи, которые читаются
как пылкие и нежные признания в любви и перекликаются друг с другом вопреки
всем бесконечным верстам годов и разлук.
 
Никто ничего не отнял
Мне сладостно, что мы врозь!
Целую вас  через сотни
Разъединяющих верст.
Я знаю: наш дар  неравен.
Мой голос впервые  тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!
На страшный полет крещу вас:
- Лети, молодой орел!
Ты солнце стерпел, не щурясь
Юный ли взгляд мой тяжел?
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вслед…
Целую вас  через сотни
Разъединяющих лет.
 
Кадр 25: Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом,
которого она чтила не как собрата по ремеслу, а божество от поэзии и
которому, как божеству, поклонялась. Анастасия Цветаева пишет в своих
воспоминаниях об отношении сестры к поэту: «Творчество одного лишь Блока
восприняла М. как высоту столь поднебесную, что ни о какой сопричастности
этой высоте она и помыслить не смела  только коленопреклонялась». Таким
поэтическим коленопреклонением стали все Маринины стихи к Блоку в 1916 и
1920 годах, проза о нем, с чтением которой она выступала в начале 30-х годов в
Париже. Нигде не опубликованная рукопись выступления не сохранилась.
 
Имя твое  птица в руке,
Имя твое  льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое  пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
 
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
 
Имя твое  ах, нельзя!
Имя твое  поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое  поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим  сон глубок.
 
Кадр 26: По-видимому, ближе всех к ней по духу, по творческим импульсам
была тогда Анна Ахматова. Именно в эти годы пробуждается у Марины особенный
интерес к ахматовской лирике. В этих изысканных стихах живут могучие
страсти. В поэтической манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко
родственную душу. Она пишет об Ахматовой: «разъярительница ветров»,
«насылательница метелей, лихорадок, стихов и войн», «златоустая Анна  Всея
Руси искупительный глагол»:
 
О муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь.
И вопли твои вонзаются в нас как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое: ох!
Стотысячное  тебе присягает, - Анна
Ахматова!  Это имя  огромный вздох
И в глубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами  то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
- И я дарю тебе свой колокольный град
- Ахматова  и сердце свое в придачу!
 
Марина: Моя неудача в эмиграции  в том, что я не-эмигрант, что я по духу, т. е.
по воздуху и по размаху  там, туда, оттуда. Еще  в полном отсутствии любящих
мои стихи, в отсутствии их в моей жизни дней: некому прочесть, некого
спросить, не с кем порадоваться.
 
В сиром воздухе загробном
Перелетный рейс…
Сирой проволоки вздроги,
Повороты рельс…
 
Точно жизнь мою угнали
По стальной версте
В сиром мороке  две дали…
(Поклонись Москве!)
 
Точно жизнь мою убили.
Из последних жил
В сиром мороке в две жилы
Истекает жизнь.
 
Марина: Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и
крови. Не быть в России, забыть Россию может бояться лишь тот, кто Россию
мыслит вне себя. У кого она внутри  тот потеряет ее лишь вместе с жизнью.
 
Облака  вокруг,
Купола  вокруг,
Надо всей Москвой
Сколько хватит рук!
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!
 
В дивном граде сем,
В мирном граде сем,
Где и мертвой мне
Будет радостно,
Царевать тебе, горевать тебе,
Принимать венец,
О мой первенец!
 
Ты постом  говей,
Не сурьми бровей,
И все сорок  чти
Сороков церквей.
Исходи пешком  молодым шажком!
Все привольное
Семихолмие.
 
Будет твой черед:
Тоже  дочери
Передашь Москву
С нежной горечью.
Мне же  вольный сон, колокольный звон,
Зори ранние
На Ваганькове.
 
Кадр 26: Судьба распорядилась так, что Цветаева провела в России годы
первой мировой войны и революции. Этот человек, обладавший даром письма и
чувств, наделенный безграничным талантом, любовью к жизни, вынужден был,
как и миллионы остальных  людей, жить среди голода и нищеты, среди холода и
смертей. Что писала Марина в эти годы  длинными, зимними, голодными
вечерами, у слабо потрескивающей печки, под бульканье воды в котелке, где
варились с великим трудом приобретенные картофелины?
Ее томила разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея. При одной мысли о
его гибели Марину пронизывал ужас. Так жила она, каждый день ожидая
развязки. Знала ли, что в тягостном ожидании между жизнью и смертью пройдут
годы? Она ждала. Спасало лишь одно  поэзия. Все силы стиха, жившие в ней,
словно бросились на помощь. Рождались звуки и слова. В темной, отсыревшей
квартире, при свете коптилки, появлялись мудрые строки. Мигал огонь, шла
ночь, о чердачную крышу стучал дождь, сердце сжималось от тоски и дурных
предчувствий.
 
В сокровищницу
Полуночных глубин
Недрогнувшую
Опускаю ладонь.
Меж водорослей
Ни приметы его!
Сокровища нету
В морях  моего!
В заоблачную
Песнопенную высь
Двумолнием
Осмелеваюсь  и вот
Мне жаворонок
Обронил с высоты
Что за морем ты,
Не за облаком ты!
 
Кадры 37-39: 1 февраля 1925 года у Марины родился «вымечтанный сын»
Георгий, Мур  так называли его дома. «Если бы мне пришлось сейчас умереть, я
бы дико жалела мальчика, которого люблю какой-то тоскливою, умиленною,
благодарною любовью. Алю бы я жалела за другое и по-другому. Аля бы меня
никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил», - писала Марина.
В последние годы эмиграции Цветаева пишет поэму «Крысолов», «Поэму Конца»,
«Поэму Горы», «Поэму Воздуха». Особое внимание ее занимает проза.
Воспоминания о друзьях-современниках  одна из замечательных страниц
цветаевского творчества. Среди них  о Максе Волошине, о В. Брюсове, об
О.Мандельштаме, об А.Белом и т.д.
В это время эмиграции особенно чувствовалась тяга Цветаевой к истинно
русскому. Именно тогда, в 30-е годы, она обращается к пушкинской теме.
Марина переводит на французский язык стихи Пушкина. Она посвящает Пушкину
целый цикл стихов, в которых высочайшим образом оценивает его талант, его
необходимость новому поколению.
 
Сергей Эфрон вспоминает о том, как писала Марина: «Налив себе кружечку
кипящего черного кофе, ставила её на письменный стол, к которому каждый
день своей жизни шла, как рабочий к станку  с тем же чувством
ответственности, неизбежности, невозможности иначе… Лбом упираясь в
ладонь, пальцы запускала в волосы, сосредотачивалась мгновенно… Писала
только в тетрадях, простой деревянной ручкой с тонким пером, очень
своеобразным, круглым, мелким почерком, ставшим из-за нарастающих
сокращений трудно читаемым. Все больше рукопись становилась рукописью для
себя… Закрыв тетрадь, открывала дверь своей комнаты всем заботам и тяготам
дня».
 
В огромном городе моем - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.
 
Июльский ветер мне метет - путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари - дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.
 
Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.
 
Огни - как нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь.
 
Кадры 41-47: В 19361937 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину.
Сначала уехала Ариадна, следом  Сергей Яковлевич. Летом 1939 года Марина
вместе с Георгием вернулись в Россию.
 
Это пеплы сокровищ:
Утрат, обид.
Это пеплы, пред коими
В прах  гранит.
Голубь голый и светлый,
Не живущий четой.
Соломоновы пеплы
Над великой тщетой.
Беззакатного времени
Грозный мел.
Значит, Бог в мои двери
Раз дом сгорел!
Не удушенный в хламе,
Снам и дням господин,
Как отвесное пламя
Дух  из ранних седин!
И не вы меня предали,
Годы,  в тыл!
Эта седость  победа
Бессмертных сил.
 
Именно тогда в нашей стране наступило время жестокого и беспощадного
террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы.
Цветаева оказалась в отчаянном положении; вот часть её письма Павленко 
писателю, заместителю А.А.Фадеева, секретаря Союза советских писателей:
 
Многоуважаемый товарищ Павленко,
Вам пишет человек в отчаянном положении.
Нынче 27-ое августа, а 1-го мы с сыном, со всеми нашими вещами и целой
библиотекой  на улице, потому что в комнату, которую нам сдали временно,
въезжают обратно ее владельцы.
Начну сначала.
18-го июня 1939 г., год с лишним назад, я вернулась в Советский Союз, с
14-летним сыном, и поселилась в Болшеве, в поселке Новый Быт, на даче, в той
ее половине, где жила моя семья, приехавшая на 2 года раньше. 27-го августа
(нынче годовщина) была на этой даче арестована моя дочь, а 10-го октября  и
муж. Мы с сыном остались совершенно одни, доживали, топили хворостом,
который собирали в саду. Я обратилась к Фадееву за помощью. Он сказал, что у
него нет ни метра. На даче стало всячески нестерпимо, мы просто замерзали, и
10-го ноября, заперев дачу на ключ, мы с сыном уехали в Москву к
родственнице, где месяц ночевали в передней без окна на сундуках, а днем
бродили, потому что наша родственница давала уроки дикции и мы ей мешали.
 
Елабуга, где Цветаева провела первые месяцы эвакуации, стала для Марины
последним местом жительства.
 
Звучит «Реквием»
На экране появляется письмо Цветаевой «Милые дети…»
 
Милые дети!
Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы  люди или нелюди, 
как мы. Но говорят: что вы есть, что вы  особая порода, еще поддающаяся
воздействию.
Потому:
Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия ее
погибает в пустыне человек.
Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он ее не получит!
Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.
Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами,
поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где
умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может быть, этот
хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет его взять так, чем с земли.
Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так
охотно на них ссылаются! Ну а если вам скажут: «Так никто не делает» (не
одевается, не думает и т. д.)  отвечайте: «А я  кто!»
Не ссылайтесь на «немодно», а только на: «неблагородно».
Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете
ими. Кроме того, для вас они  родители, для самих себя  я. Не исчерпывайте их 
их родительством.
Увидя на дороге камень  уберите, представьте себе, что это вы бежите и
расшибаете себе нос; из сочувствия (хотя бы себе  в другом!) уберите.
Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно  сознания. После победы 
протяните руку.
Когда вам будут говорить: «Это  романтизм», вы спросите: «Что такое
романтизм?»  и увидите, что никто не знает; что люди берут в рот (и даже
дерутся им! и даже плюются! и запускают вам в лоб!)  слово, смысла которого
они не знают.
Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным
словом Жуковского:
«Романтизм  это душа».
 
Кадр 48: отъединение сына, болезненно пережившие страшные беды, выпавшие
на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать:
готовила сборник, много переводила…
У Марины больше не было Сергея. Она не знала, что с дочерью. Между ней и
сыном выросла полоса отчуждения.
Встреча с читающей Россией не состоялась…
 
Звучит запись песни «Уж сколько их упало в эту бездну…»
 
 
Разработка урока-повторения по теме "Имя прилагательное" (6 класс)
 
Цели урока: в игровой форме повторить с учащимися основные сведения по теме
«Имя прилагательное», степени сравнения, их употребление в речи, разряды
прилагательных, роль прилагательных в предложении, правописание н и нн в
суффиксах прилагательных, не с прилагательными.
                                                                  ХОД УРОКА
1. Слово учителя.
 
Сегодня на уроке мы отправляемся с вами в космическое путешествие, побываем на планетах, расположенных в галактике «Имена прилагательные». Нам необходимо будет справиться со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и счастливо вернуться назад на нашу планету.
 
Чтобы старт прошел успешно, нужно показать, что вы достойно подготовились к этому полёту, каждая команда должна ответить на вопросы  правильный ответ и будет разрешением на старт. Итак, сегодня путешествуют 3 команды: «Смелые», «Решительные», «Отважные».
1) Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном. Чем оно может быть в предложении? Приведите примеры.
2) Имя прилагательное  это самостоятельная или служебная часть речи? Какие ещё самостоятельные части речи вы знаете? Приведите примеры.
3) Укажите словосочетание «прилагательное = существительное», определите тип связи слов в словосочетании. В чём согласуется имя прилагательное с именем существительным в этом словосочетании?
 
Словосочетания: читать схему; думаю о путешествии; чудесное приключение; лететь быстро.
 
Капитаны команд вытягивают вопросы, учащиеся отвечают на вопросы устно.
 
2. Слово учителя.
 
Итак, мы назвали морфологические признаки имён прилагательных. Все справились с поставленной задачей. Страт прошёл успешно. Первая планета на нашем пути называется Степанида. Королева этой планеты, Степанида, очень любит гостей, а особенно ей нравится рассказывать о своей планете  прекраснейшей, необычной, самой интересной и наичудеснейшей. Но больше всего ей нравится слушать рассказы гостей о том, откуда они прилетели, что видели и что знают. Если королеве понравятся ваши рассказы, то она с радостью укажет вам путь к следующей планете.
 
·    Первая команда должна рассказать о планете Земля.
·    Вторая команда  о вашем городе.
·    Третья команда  о вашей школе.
 
Составьте небольшие тексты (5-6 предложений), только обязательно в своём рассказе используйте прилагательные в разных степенях сравнения и формах. Запишите эти тексты в бортовых журналах.
Когда команда читает свои тексты, ребята из других команд отмечают, какие степени сравнения использованы в текстах. Степанида оценивает ответы и разрешает старт к следующей планете.
 
3. Слово учителя.
 
Королева Степанида указала путь к следующей планете, которая называется Разноцветная.
Дети поют «Оранжевую песенку».
Ученик:
СКАЗКИ ПРО КРАСКИ
Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою
На рассвете умываться,
И зелёным-презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными долами
Ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным.
 
4. Слово учителя.
 
Да уж, каждому  свой цвет: зелёными пусть будут трава на лугу, листья на деревьях, а небо должно быть голубым, моря  синими, маки  красными. Согласны? Но наш путь на планету Разноцветная лежит через Цветные моря. Знаете ли вы, что некоторые моря названы по цвету, т.е. по их отличительному признаку. Какие? Почему они так названы?
(Ответы учащихся.)
Белое море. Названо так потому, что оно значительное время года покрыто льдом и снегом.
 
Жёлтое море. Названо так из-за мутно-желтоватого цвета воды: река Хуанхэ, впадающая в море, приносит большое количество лёсса палево-жёлтого цвета.
 
Красное море. Расположено между Африкой и Азией, названо так за красный оттенок воды, которые придают ей водоросли, растущие у берегов.
 
Чёрное море. Было очень бурным, опасным для мореплавателей, и во время штормов казалось свинцово-серым, почти чёрным. С IХ века его иногда называли Русским морем.
 
5. Слово учителя.
Итак, мы уточнили, что имя прилагательное обозначает признак предмета(например, цвет).
Цветными бывают не только моря, но и реки, и озёра. Есть река Белая (приток Камы), Белое озеро (Московская область, Шатурский р-н), Кирилло-Белозерский монастырь, есть Жёлтая река.
 
6. Слово учителя. Ну что ж, водные преграды мы преодолели. А теперь мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в долину Вкусная. Вы наверняка сразу вспомнили конфеты, пряники, халву, мармелад. Вряд ли найдётся человек, который не любил бы мороженое. В жаркий день оно кажется вкусным, холодным, освежающим, спасительным.
А вот и долина Вкусная. Различные сорта мороженого названы по тем продуктам, которые входят в их состав. Какие сорта мороженого вы знаете? Все они  имена прилагательные. Запишите их и определите, от каких частей речи они образованы.
Дети записывают в бортовых журналах. (Сливочное, молочное, фруктовое, клубничное, шоколадное, малиновое, фисташковое).
Учитель. А какой же признак обозначают эти имена прилагательные? (Вкус). Мы полакомились разными сортами мороженого.
 
7. Слово учителя. Теперь мы на пути к планете Разноцветная, через озеро Золотое.
 
Учитель:
 
Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
«Золотые руки растят!»
 
Назовите словосочетания с прилагательным золотой, определите разряд прилагательного.
Задание. Как вы понимаете выражение золотая рожь, золотые руки, золотое кольцо?
В каком значении употреблено в них прилагательное золотой? (Эти словосочетания записаны в ваших бортовых журналах.)
 
8. Появляется Прилагательное:
 
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня  она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!
 
Вы, конечно, узнали меня, я  Прилагательное. Я приглашаю вас продолжить путешествие вместе со мной.
 
А вы знаете, к каким словам, к какой части речи «прилагаются», присоединяются прилагательные?
 
(Ответ учащихся.)
 
Прилагательное: Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без меня, прилагательного, вы не могли бы общаться.
 
Учитель: А я могу без тебя обойтись. Вот послушай, какой рассказ о зиме я сочинила.
1) Утром я вышел из избушки. Всё было покрыто снегом. Деревья тихо качали ветвями, и иней звёздочками сверкал в воздухе. Долго я любовался этим видом в лесу.
 
Прилагательное: Ребята, неужели вам понравился этот скучный рассказ? Как украсить текст, который мы слышали? Может быть, вам помогут мои друзья  прилагательные? Вот они: ранний, зимний, лесной, белый, красивые, пушистые, блестящий, прозрачный, прелестный, глухой.
 
2) Новый текст учитель читает под музыку Вивальди.
Ранним зимним утром я вышел из лесной избушки. Всё было покрыто белым снегом. Красивые деревья тихо качали пушистыми ветвями, и блестящий иней звёздочками сверкал в прозрачном воздухе. Долго я любовался этим прелестным видом в глухом лесу.
 
9. Слово учителя Вам понравился тест? Каким членом предложения являются имена прилагательные в тексте? Для чего же мы использовали имена прилагательные?
(Ответы учащихся.)
 
10. Слово учителя.
 
Внимание! Внимание!
На экране появился неопознанный объект, он передаёт сигнал SOS (бедствие). Планета просит помощи, в результате разрушительных войн жители этой планеты забыли её название и забыли, к какому разряду относятся имена прилагательные. На доске записаны словосочетания. Ваша задача  распределить их по разрядам. Первая команда вспомнит о качественных именах прилагательных и расскажет всё об этом разряде. Вторая команда  о притяжательных, третья  об относительных.
 
Словосочетания: весёлые ребята, огромная вселенная, водяные брызги, звериные тропы, трудное путешествие, стальные двери, обитаемая планета, жемчужные украшения, рыбий жир, лебединый пух, птичьи гнёзда.
(Дети записывают словосочетания в бортовых журналах, объясняют свой выбор).
 
Учитель. Мне кажется, что теперь жители этой планеты вспомнили всё о разрядах, но у них есть ещё одна просьба: дайте название этой планете. Из ваших названий они выберут то, которое им понравится. (Ребята предлагают, выбирают самое удачное).
 
11. Слово учителя.
Следующая планета, которая уже ждёт нас, - это планета Орфо. Жители этой планеты очень хитры и коварны, они любят обманывать и запутывать путешественников.  Чтобы удачно отправиться в обратный путь, нам необходимо справиться с заданиями, которые предлагают вам Орфографики и Пунктографики  жители этой планеты.
 
В бортовых журналах записаны предложения, необходимо выполнить задания, указанные в журналах.
 
12. Слово учителя.
Итак, нам предстоит вернуться на нашу планету. А я думаю, что всё вы с удовольствием побывали на планетах, с удовольствием выполнили все задания, которые были вам предложены.
 
Учитель подводит итоги. Награждает команды медалями «За отвагу».
 
Разработка урока по теме:
« Лирика Ф.И. Тютчева.  Романтическое понимание сущности
жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»
Цели урока:
- познакомить учащихся с творчеством поэта;
- определить место Ф.И.Тютчева в истории русской поэзии;
- осмыслить функции языковых средств;
- показать своеобразие его лирики, привлечь внимание учащихся к личности поэта.
 
Задачи:
- образовательные - познакомить  учащихся  с биографией Ф.И. Тютчева;
- развивающие  - развивать у учащихся навыки интерпретации лирического    
произведения;
- воспитательные  - воспитывать на примере  произведений Ф.И. Тютчева 
любовь
к родной природе.
 
Оборудование:
-  фотография Ф.И.Тютчева;
- презентация по биографии и творчеству Ф.И. Тютчева;
-  сборники стихотворений Ф.И. Тютчева;
-  карточки с отпечатанной первой частью стихотворения «Фонтан»;
-  аудиозаписи романсов «Я встретил вас, - и всё былое...» в исполнении Г. Отса  
и «Весенние воды» в исполнении М. Магомаева.
 
Ход урока:
 
1. Организационный момент ( психологический настрой).
 
2. Опережающее домашнее задание:
 
- составить краткую биографическую справку о поэте;
- прочитать стихотворения Ф.И.Тютчева;
- повторить виды лирики, художественные средства создания образа;
- некоторым  учащимся  выучить наизусть стихотворения  Ф.И. Тютчева.
 
3.Изучение нового материала.
 
Вступительное слово учителя.
 
Сегодня наше занятие посвящено прекрасному русскому поэту второй
половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.
Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.
Но кто-то должен хранить священный огонь поэзии.
Поэтом, хранящим огонь поэзии, можно назвать Ф.И. Тютчева. В его
творчестве отразилось трагическое мироощущение человека, мысли о
бренности человеческого существования, суетности земной жизни и вечной
природы. Это поэзия созерцания и размышления.
 
- 2 -
 
 
Обратим внимание на портрет Тютчева…(работа с портретом поэта):
 
« Стройного, худощавого сложения, небольшого роста, с редкими, рано
поседевшими волосами, небрежно осенявшими высокий, обнаженный
необыкновенной красоты лоб, всегда оттененный глубокой думой; с
рассеянием во взоре, с легким намеком иронии на устах, хилый, немощный и по
наружному виду, он казался влачившим тяжкое бремя собственных дарований,
страдавшим от нестерпимого блеска своей собственной неугомонной мысли»,
- так, по воспоминаниям И. Аксакова, выглядел Тютчев  поэт, о котором Лев
Толстой сказал: « Без него нельзя жить».
 
 
Доклад  сообщение ученика о жизненной и творческой судьбе Ф.И.Тютчева
(с показом слайдов).
 
Федор Иванович Тютчев родился в родовом  имении Тютчевых, селе Овстуг
Орловской губернии Брянского уезда, 23 ноября1803 года.
 
Тютчевы принадлежали к старинному дворянскому роду.
 
Предком поэта был один из самых выдающихся героев Куликовской битвы 
Захарий Тютчев.
 
Прадед поэта был офицером во времена Петра 1.
 
Дед по линии матери принадлежал к «боковой ветви» рода графа Льва
Николаевича Толстого.
 
Отец его, Иван Николаевич, был помещиком.
 
Екатерина Львовна Тютчева  мать поэта,
«женщина замечательного ума, сухощавого нервного сложения, с фантазией,
развитой до болезненности».
 
Федор Иванович Тютчев и по внешнему виду (был очень худ и малого роста),
и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью
своему отцу (у них было общее разве одно благодушие).
 
Зато он чрезвычайно походил на свою мать.
 
С признаками высших дарований с самых первых лет поэт сделался
любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих.
Ребёнок, к счастью, был добросердечен.
 
Ему было почти 9 лет, когда настала гроза 1 8 1 2 года.
 
Сразу « после французов» родители поэта пригласили к нему воспитателем
Семёна Егоровича Раича.
 
                                                                          - 3 -
 
В 1 8 1 8 году Тютчев поступил в Московский университет. После его
окончания Тютчев поступил на дипломатическую службу и летом 1822 года
прибыл в Германию, в русское посольство в Мюнхене. Именно здесь, в
Германии  он создал половину своих стихотворений. Он  возвратился на
родину только через 22 года.
 
Находясь далеко от Родины, Тютчев заинтересованно следит за событиями в
России. Свои размышления он обобщает в стихотворениях «Умом Россию не
понять…», «Русской женщине», «Слёзы людские…», «Эти бедные селенья…»,
«Пошли, Господь свою отраду…».
 
Ученики читают стихотворения « Слёзы людские…» и «Эти бедные
селенья…».
 
Беседа:
 
- Какая мысль  объединяет эти два стихотворения?
- Определите  мотив  стихотворения. (Мотив сочувствие страданиям людей.)
- Найдите  слова,  несущие этот мотив.  (Эпитеты  характеризуют  отношение     
лирического  героя  к бедствиям, страданиям,  горю:  неистощимые,  
неисчислимые, бедные, скудная.)
 
Мюнхенский период  пора светских успехов и переживаний.
Жаркий поклонник женской красоты, поэт охотно посещал светское общество
и пользовался там успехом.
 
К златокудрой Амалии Лерхенфельд обращены строки юношеских
стихотворений «Я помню время золотое…» (1836) и «Я встретил вас, - и всё
былое...», ставшее романсом. (Звучит романс.)
 
Были в жизни Тютчева встречи и с другими женщинами, любившими его и
любимыми им.
 
С Элеонорой Петерсон, вдовой русского дипломата,  он обвенчался в 1 8 2 6
году и прожил с ней 12 лет до её преждевременной кончины. Тютчев тяжело
пережил  потерю  жены, поседел за одну ночь. Остались дочери Анна, Дарья,
Екатерина. Свою любовь к жене он выразил в стихах, написанных к десятой
годовщине её смерти:
 
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной, везде, всегда,
Недостижимый, неизменный, -
Как ночью на небе звезда.
 
После смерти Элеоноры в 1 8 3 8 году Тютчев женился вновь.
Его избранницей стала вдова немецкого барона - Эрнестина Дернберг.
Отношения их были близки к идеальным. Свидетельство тому  дошедшие до
нас строки:
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый  круг…
                                                                       - 4 -
 
И  вот последняя любовь…
 
Тютчеву было около 50-ти лет, когда его настигла любовь к 24-летней
выпускнице Смольного института, Елене Александровне Денисьевой. Натура
пылкая, живая, Елена глубоко и самоотверженно полюбила поэта. Он
ответил ей длительной, страстной привязанностью. В глазах высшего
петербургского общества их отношения (за 14 лет у них родилось трое детей)
были вызывающими. Причём вся тяжесть осуждения пала на плечи
Денисьевой. От неё отрёкся отец, тётка была вынуждена оставить
Смольный, на  детях лежало клеймо «незаконности». Тютчев же сохранял
привязанность к «законной» семье. Всё это ускорило ход болезни Елены
(чахотка) и смерть в августе 1864 года.
 
Пережитая поэтом драма запечатлелась в «денисьевском»  цикле, одном из
вершинных достижений любовно-психологической лирики в русской и
мировой литературе.
 
Чтение и анализ стихотворения «Сияет солнце, воды блещут…»:
 
- Что воспевает поэт?
- Какое убеждение поэта выражено в стихотворении?
- Какими художественными  средствами  изображает  он «цветущий мир природы?
- Как в стихотворении выражена любовь к Денисьевой
- Что противопоставлено великому празднику природы? Что в мире есть более
высокое, чем праздник?
 
В  процессе анализа определяются  олицетворения,  олицетворяющие 
метафоры («поют деревья,  блещут воды» и др.),  с  помощью  которых 
изображается «цветущий  мир природы,  воспеваемый поэтом. Но оказывается, что
улыбка одного человека перевешивает весь этот мир, поскольку
 
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…
 
Учитель.
 
Новаторство любовной лирики Тютчева заключается в том, что она диалогична. В
ней выражены два состояния: её и его. При этом её чувство сильнее, что и
предопределяет неизбежную гибель глубоко любящей женщины. Он, породивший
такую любовь, не способен подняться до её высоты и силы.
 
Ученики читают стихотворения « О, как убийственно мы любим…», «Весь день
она лежала в забытьи…» и определяют характер любви, которую переживают
герои. В большинстве ответов говорится о погубленной и трагичной любви.
 
Учитель.
 
«Денисьевский цикл» потрясает искренностью и глубиной переживаний. Оцените
полное драматизма исповедальное стихотворение Тютчева «Последняя любовь».
 
                                                                          - 5 -
Ученик читает стихотворение «Последняя любовь».
 
Учитель.
- Как изображена любовь лирического героя?
И  вот последняя любовь…
 
Тютчеву было около 50-ти лет, когда его настигла любовь к 24-летней
выпускнице Смольного института, Елене Александровне Денисьевой. Натура
пылкая, живая, Елена глубоко и самоотверженно полюбила поэта. Он
ответил ей длительной, страстной привязанностью. В глазах высшего
петербургского общества их отношения (за 14 лет у них родилось трое детей)
были вызывающими. Причём вся тяжесть осуждения пала на плечи
Денисьевой. От неё отрёкся отец, тётка была вынуждена оставить
Смольный, на  детях лежало клеймо «незаконности». Тютчев же сохранял
привязанность к «законной» семье. Всё это ускорило ход болезни Елены
(чахотка) и смерть в августе 1864 года.
 
Пережитая поэтом драма запечатлелась в «денисьевском»  цикле, одном из
вершинных достижений любовно-психологической лирики в русской и
мировой литературе.
 
Чтение и анализ стихотворения «Сияет солнце, воды блещут…»:
 
- Что воспевает поэт?
- Какое убеждение поэта выражено в стихотворении?
- Какими художественными  средствами  изображает  он «цветущий мир природы?
- Как в стихотворении выражена любовь к Денисьевой
- Что противопоставлено великому празднику природы? Что в мире есть более
высокое, чем праздник?
 
В  процессе анализа определяются  олицетворения,  олицетворяющие 
метафоры («поют деревья,  блещут воды» и др.),  с  помощью  которых 
изображается «цветущий  мир природы,  воспеваемый поэтом. Но оказывается, что
улыбка одного человека перевешивает весь этот мир, поскольку
 
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…
 
Учитель.
Новаторство любовной лирики Тютчева заключается в том, что она диалогична. В
ней выражены два состояния: её и его. При этом её чувство сильнее, что и
предопределяет неизбежную гибель глубоко любящей женщины. Он, породивший
такую любовь, не способен подняться до её высоты и силы.
 
Ученики читают стихотворения « О, как убийственно мы любим…», «Весь день
она лежала в забытьи…» и определяют характер любви, которую переживают
герои. В большинстве ответов говорится о погубленной и трагичной любви.
Ученик читает стихотворение «Последняя любовь».
 
Учитель.
- Как изображена любовь лирического героя?
                                                                - 6 -
Ученики делают обобщение.
 
Любовь  Тютчев  воспринимает  возвышенно,  вне быта, и трагически.  Любовь
не только радость, но и «поединок роковой» и безнадёжность.
 
4. Повторение и обобщение изученного в предыдущих классах.
 
Викторина:
 
1. О каком стихотворении  Н.А. Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну,
когда сам не знаешь, почему делается легко и весело на душе, как будто несколько
лет свалилось с плеч?»
 
(Ученики вспоминают  стихотворение  «Весенние воды».)  Звучит  романс.
 
2. Какое стихотворение о зиме написано 31 декабря?
 
( Ученики вспоминают стихотворение «Чародейкою Зимою»).
 
3. В каком стихотворении Ф.И.Тютчев изображает победу весны над зимою,
используя сказочный элемент?
 
( Ученики вспоминают стихотворение « Зима недаром злится»).
 
4. О каком стихотворении Тютчева говорится в следующем высказывании:
« Мы  дивимся  тому и  восхищаемся тем, как  мог аристократ, проживавший в
городе и довольно долго за границей, почувствовать душу земли подобно
истинному земледельцу-труженику, ибо предзимнее «отдыхающее» поле можно
только почувствовать, а не увидеть»?
 
( Ученики вспоминают стихотворение «Есть в осени первоначальной»).
 
5. Ф.И.Тютчев  певец природы. Многообразные проявления жизни
природы в его лирике.
 
Учитель.
 
Стихотворений о природе изучено нами немало. Попробуем определить, в чём
своеобразие лирики Ф.И.Тютчева? Тютчев стремится уловить душу природы,
понять и объяснить во всех её проявлениях. Ему представляется высшим
блаженством, доступным человеку, любоваться многообразными проявлениями в
жизни природы. Это связано с тем, что Тютчев  поэт-мыслитель. Философскую
основу его мировоззрения составляет особое отношение к природе. Страстная
любовь к жизни и мучительная тревога, вызванная мыслью о кратковременности
человеческого бытия, - вот что заставляет поэта всматриваться в природу, в
которой он видит реальность, обладающую способность вечно обновляться:
 
Природа  сфинкс.  И тем она верней
Своим искусством губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки не было у ней.
                                                                     - 7 -          
Поэт считает, что высшей силой, перед которой может преклоняться человек,
является природа с её первозданной, всепоглощающей стихией бытия, которую
поэт называет «хаосом» или «бездной».
 
Выразительное чтение и анализ стихотворения «Не то, что мните вы,
природа…».
 
Беседа:
 
- Что вы представляете, читая эти стихи?
 
- От кого защищает поэт романтическое понимание природы?
 
- C помощью каких образов Тютчев выражает своё понимание природы?
 
- Какие символические образы угадываются в стихотворении?
(Обращается внимание на то, что природа у Тютчева не «слепок», она живёт,
дышит.)
 
 
Учитель.
 
Сила эмоционального впечатления, производимого на нас стихами Тютчева о
природе, велика, потому что он мастерски владел умением создавать картины
природы. Тютчев в совершенстве владел этим искусством. Как же он этого
добивается?
Тютчев был романтиком и в своём творчестве выразил романтическое понимание
душевной жизни человека и жизни природы. Именно отсюда  глубокая
убеждённость в том, что они открываются  только непосредственно чувству или
созерцанию. Это нашло отражение в стихотворении «Фонтан». Заглянем в
творческую лабораторию поэта.
 
Творческая работа учащихся.
 
Перед чтением стихотворения ученикам предлагается  обратить внимание на то,
как  поэт изображает струю фонтана (водомёт, как символ человеческой мысли, так
же рвущейся в небо и так же неизбежно свергающейся «в брызгах с высоты»), 
какие ассоциации и чувства вызывает в нём увиденное.
Учащимся предлагаются карточки с отпечатанной первой частью стихотворения
«Фонтан». Эпитеты пропущены. Дается время, чтобы вставить их. Ученики
должны обосновать свой выбор.
- « Смотри, как облаком…»(живым)
- «…дым …»(влажный)
- « …высоты…»(заветной)
- «…пылью …»(огнецветной).
 
Учитель.
 
Для поэта Ф.И.Тютчева сущность мира  столкновение, противоречие, конфликт.
Он наблюдает их повсюду: в природе, в движении истории, в человеческой душе.
Но природа всегда оказывается для него неисчерпаемой, потому что она остается
таинственной и
загадочной. Для передачи этих чувств, мыслей и использует Тютчев свой
излюбленный прием « образного параллелизма». Причем не всегда эта параллель
обнаруживается явно, иногда граница между явлениями природы и состоянием
души как бы стирается, исчезает,                                                                    
одно  неприметно  переходит в  другое.
                                                                        - 8 -
.
 
Заключение.
 
Настоящее признание Ф.И.Тютчева как великого поэта началось лишь в двадцатом
столетии. Хочется верить, что сегодняшний разговор о поэзии Ф.И.Тютчева
позовет человека с утонченной душой к сборнику его стихов, и он найдет в нем
строки, созвучные своему настроению.
 
6. Подведение итогов урока.
 
- С каким замечательным поэтом второй половины XIX века мы
познакомились на уроке?
 
- В чем своеобразие лирики Ф.И.Тютчева?
 
7. Домашнее задание.
 
Выучить наизусть одно стихотворение Ф.И.Тютчева (по выбору учащегося) и
сделать его анализ (с планом анализа поэтического текста ребята знакомы).
 
8. Рефлексия.
 
Закончите фразы:
 
- Я сегодня узнал…
 
- Я сегодня задумался…
 
- Меня удивило…
 
- Я сделал вывод…