Дончу Н.Л.
Дончу Надежда Леонидовна
учитель географии
От объяснительно-иллюстративных технологий к проектной
деятельности.
Из опыта работы учителя географии
Дончу Надежды Леонидовны.
   Несмотря на то, что сейчас много говорят о новых, прогрессивных технологиях обучения, в преподавании географии технологии объяснительно-иллюстративные остаются самыми востребованными. Хотя, эти технологии чаще всего подвергаются критике, т.к. сами по себе они считаются традиционными и потому устаревшими.
   Но как бы мы не хотели развивать современного школьника, пока не заложена определенная база представлений, делать это будет невозможно. А решить задачу формирования представлений могут именно объяснительно-иллюстративные технологии. Кроме того, у этих технологий есть и другие положительные стороны: организационная четкость педагогического процесса, систематический характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учеников, разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности. Поэтому я, как преподаватель географии объяснительно-иллюстративные методики использую часто и охотно. В эпоху всеобщей компьютеризации, и с появлением проекторов и интерактивных досок, делать это стало проще и интереснее.  
  Я хочу рассказать о том как в моей практике произошло преобразование объяснительно-иллюстративных методов и что из этого у меня получилось на примере курса экономической географии России 9 класса.
  Началось все с подготовки обычной презентации к открытому уроку по теме «Северный экономический район». Какие пред собой я поставила задачи? Показать особенности природы, богатства района , особенности быта и хозяйственной деятельности человека на Севере. Подтолкнуть к выводам о значимости этого района для страны. Что от меня требовалось? Подобрать фотографии, карты, пояснения, вопросы  и вперед! Но произошло следующее: работа затянулась, тема меня увлекла и стала развиваться сама, вопреки ранее запланированному.
   Север  район большой, поэтому пришлось наметить себе маршрут, по которому я поведу ребят. Решила, что путешествие мы начнем из Вологды, далее  Сыктывкар  Воркута  Архангельск  Мурманск  Череповец. Потом появилось необходимость определить,  какими транспортными средствами можно этот маршрут осилить. Потом я настолько погрузилась в этот маршрут, что в течение недели «жила» в этом районе. Мне понадобились сведения из истории городов на моем маршруте, сведения по топонимике. Кроме того,  захотелось узнать жизнь «изнутри», не по официальным, «фасадным» источникам. Я побывала на сайтах и форумах жителей наших северных городов, слушала музыку, которую они слушают, читала стихи местных поэтов. Я действительно прониклась суровостью и красотой этого края, увидела неприглядные стороны тамошней жизни. И я поняла, почему некоторые люди остаются там жить, несмотря на то, что холодно, неласково, безденежно, малоперспективно,  оторвано от «большой земли». Моя презентация обрастала подробностями, цитатами, музыкальными фрагментами. Конечно, я уже могла не один урок «заливаться соловьем», рассказывая о Северном районе.
    Но мне требовалось и детей «затащить» в это путешествие. Я помнила о недостатках данной технологии  - слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Поэтому в урок были добавлены задания, заранее озвучен метод контроля по окончании изучения этой темы. А метод я выбрала следующий: эссе. Я предложила на выбор две темы. Для «лириков»: «Мои впечатления о путешествии по Северному экономическому району» и для «математиков»: «Целесообразно ли продолжать осваивать Северный экономический район».
   Конечно, дети написали это эссе каждый в меру своих способностей. Но что было особенно приятно, - не было равнодушных. Спустя уже определенный отрезок времени учебного года, несколько раз я обращала внимание, насколько хорошо дети усвоили именно эту тему. Сформировалась четкая пространственная картина района, представления о его природных богатствах и хозяйственной специализации, о жизни населения.
   Но еще, после урока дети захотели идти дальше. Они один за другим стали подходить ко мне с просьбами дать подобные поисковые задания. Одного заинтересовала геральдика и он выполнил проектную работу «Гербы российских городов», затем выступая на других уроках курса. Другие сделали музыкальную подборку «Северные мотивы». Третьи создали презентацию «Путешествие по городам Урала».
   Когда я оглянулась на проделанную работу и подвела некоторые итоги, я поняла следующее:
1) Я это делала не только для урока, но и для себя, т.к. мне было безумно интересно.
2) Это фактически мой проект, мое исследование, требующее огромных затрат времени и сил. Поэтому позволить себе такое можно максимум два раза в год. Потом я подобную работу проводила по Восточной Сибири.
3) Я отработала на себе этапы проектной деятельности с использованием ресурсов интернета и теперь знаю, как научить этому других.
4) Задействованная мной объяснительно-иллюстративная технология может носить развивающий характер обучения, если она используется наряду с другими методиками. В данном случае это были элементы методик проблемно-поисковой, компьютерных дифференцированного обучения,  сотрудничества.
5) Еще Д.И.Менделеев предупреждал: «Знания без воспитания- меч в руках сумасшедшего». Такие уроки имеют и огромный воспитательный эффект. В первую очередь, они развивают чувства любви к Родине и гордости за нее. Сегодня дети стесняются говорить о любви к России. В начале урока я задала вопрос: «Вы патриоты?» А в ответ не услышала однозначного «Да!». Были ответы циничные, насмешливые, уклончивые. И в конце урока я задала вопрос: «Вы чувствуете беспокойство и горечь от того, что узнали? А гордость за наш Север и за нас?» И услышала «Да». И я спросила: «Разве это не проявление любви?»
  И еще очень важно, на мой взгляд, - в подобных уроках заложены огромные возможности заставить работать межпредметные связи. Это то, чего в нашем образовании зачастую не хватает. Я.А. Коменский в  «Великой дидактике» писал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Проблеме интеграции знаний посвящено много педагогических исследований. Не раз ученые говорили о связях отдельных отраслей знания, превращающих их в единую научную систему. Вот одно из высказываний французского писателя и философа Ж.Ж. Руссо: «При настоящей склонности к наукам первое, что ощущаешь, погружаясь в них, это их связь между собой, в силу которой они взаимно притягиваются, помогают друг другу и объясняют друг друга так, что ни одна не может обойтись без другой»Именно в  подобных уроках прослеживается неразрывное единство географии с литературой, историей, экологией и т.д.
  
Hosted by uCoz