Козлова Л.П.
КОЗЛОВА ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА
учитель истории и обществознания. Учитель высшей категории
Авторская методическая разработка:
«Алгоритм системы подготовительных и
контрольных тестовых заданий к выполнению ГИА и
ЕГЭ по обществознанию»
Дидактическое сопровождение всех этапов подготовки
систематизированной базой логически выстроенных, многовариантных,
индивидуальных тренировочных, проверочных самостоятельных и
контрольных тестовых заданий к ГИА и ЕГЭ.
В результате многолетнего  использования методических технологий
обучения:
- «Система развивающего обучения» Л.В. Занков
- «Технология интенсификации обучения на основе знаковых моделей
учебного    материала». В.Ф.Шаталов
- «Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных
схем»
   С.Н. Лысенкова
- Технология «Укрепление дидактических единиц» П.М. Эрдниев
- «Реализация теории поэтапного формирования умственных действий»
М.Б. Волович
В результате самообразования и многолетнего педагогического опыта
(46 лет), в следствие  того, что экзамен по обществознанию в форме ГИА
и ЕГЭ выбирают ежегодно от 65-70% учащихся в течение последних трех
лет у меня сложилась авторская система подготовки.
Базой, конечно же, являются сформированные с 6 по 11 класс (ЗУН)
знания, умения, навыки, которые постепенно должны сложиться в
определенный уровень компетентности.
При выполнении заданий обязательно отрабатывается формальная
сторона:
- написание фамилии, имени (все печатные заглавные буквы);
- правила исправления неверного ответа;
- соответствие стандарту написания букв и цифр;
- запрет на применение корректирующего карандаш;
- контрольные работы, пробный ЕГЭ на стандартном бланке, черной
гелиевой ручкой;
- ответы заданий группы В только печатно, слово или словосочетание с
пропуском 1 клетки между словами в требуемом числе, роде, падеже, или
порядок цифр или букв без каких-либо других знаков ( , - : и т.д.);
- задания С выполняются по критериям по которым приготовлены
памятки: «Критерии выполнения эссе» (С9), «Требования к выполнению
заданий С8 - сложный план, «Требования к выполнению заданий,
связанных с работой с текстом (С1, С2, С3, С4)».
В кабинете имеется дидактический раздаточный материал на каждого
учащегося:
Подготовительные дидактические материалы бывают двух видов:
тематические и содержащие тренировочные материалы полного
наполнения заданий А, В, С.
Тесты тематических заданий используются для устных разборов заданий
разного типа.
Часть I. Задания А:
- на соответствие одного из 4 ответов сути какого-либо понятия;
- нахождение общего и особенного у двух родственных понятий;
- заключение о двух утверждениях по принципу:
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны;
- подобрать утверждение, которое соответствует графической схеме.
Часть II. Задания В:
- вставить слово, пропущенное в схеме;
- из перечисленного ряда понятий выбрать термин-исключение;
- из первого столбца каких-либо понятий, выделенных буквами А), Б), В) и
т.д. подобрать номера соответствующих понятий;
- из перечисленных нескольких утверждений выбрать и записать номера,
которые соответствуют какому-либо общему критерию;
- вставить в приведенный текст пропущенные слова, приведенные далее
под номерами, внести в ответ порядок этих номеров.
Часть III. Задания С:
- выполняются по выше перечисленным памяткам и критериям.
Учителем составлена система индивидуальных, разнеуровневых
тестовых заданий.
Лист разрезается на 5 вариантов. Впоследствии, база пополняется с
помощью нужного количества ксерокопий образца.
При выполнении первого пробно-тренировочного задания по пройденной
части темы или темы целиком учащиеся могут пользоваться учебником, 
опорными  записями в тетради, задать 1 вопрос учителю.
В итоге выставляются только желаемые оценки. Время выполнения
работы 10-15 мин., ? 10-12 заданий. Учащимся сообщается соответствие
набранных баллов той или иной оценке («5», «4», «3», «2»).
Приблизительно через 1-2 урока меняются варианты и тест повторяется.
При необходимости и наличии возможности можно провести даже 4-5
тренингов. Затем проводится более объемная ? на 20 минут с 15-20
заданиями контрольная работа.
После прохождения нескольких тем даются смешанные задания.
Далее в 10-11 классе проводятся зачетные работы, когда по одному из
10 вариантов, приведенных в тренировочном пособии по подготовке к
ЕГЭ, выполняются все задания I части (А), затем на других уроках II части
(В) и, наконец, III части (С).
Обычно в конце III четверти по распоряжению администрации школы
проводится тренировочный пробный ЕГЭ на бланках ФИПИ в течение 3,5
часов. На каникулах учитель получает возможность выполнить
колоссальную проверку всех работ. Итоги сообщаются учащимся, дается
возможность увидеть и понять свои ошибки, при необходимости
аппелировать спорные моменты учителю, прийти к пониманию и согласию.
Только тогда оценки выставляются в журнал, доводятся до сведения
родителей. Итоговая ведомость сдается и хранится  вместе с работами у
завучей.
Далее в течение IV четверти у учителя и учащихся остается время для
доработки выявившихся недочетов. Учитель дает и индивидуальные
рекомендации ученикам.
Выше изложенная методика дала хорошие результаты. В 2010г. по итогам
ЕГЭ 18 учащихся 11а класса высший балл был + 70, средний балл +55. В
2011г. средний балл из 13 работ был + 60, высший балл +70.
Hosted by uCoz